В связи с возросшей вероятностью совершения специфических коррупционных нарушений в условиях распространения коронавируса Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) опубликовала документ “Коррупционные риски и актуальные правовые нормы в контексте COVID-19”, в котором содержатся ключевые принципы по минимизации коррупционных рисков во время пандемии.
Руководство состоит из шести разделов, посвященных отдельным областям сферы здравоохранения, в которых в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации может возникать неправомерная деятельность.
1. Коррупция в сфере государственных закупок
В связи с активным распространением коронавируса COVID-19 правительства различных государств вынуждены в сжатые сроки обеспечивать принятие законодательства, направленного на оснащение своих национальных систем здравоохранения необходимыми ресурсами в упрощенном порядке. При этом подобные нормативные акты, хотя и позволяют оперативно приобретать критически важное медицинское оборудование и лекарства, часто не учитывают необходимые “сдержки и противовесы” в системе государственных закупок и делают ее уязвимой для коррупции.
В этой связи ГРЕКО заявляет о важности соблюдения во время пандемии 14-го принципа Двадцати руководящих принципов борьбы с коррупцией ГРЕКО, который призывает государства принимать меры по обеспечению прозрачности в системах государственных закупок для стимулирования добросовестной конкуренции и сдерживания коррупционеров, и необходимости регулярного анализа системы закупок в сфере здравоохранения на предмет наличия уязвимостей.
Кроме того, организация рекомендует не допускать возникновения конфликта интересов в деятельности государственных служащих, ответственных за подготовку и проведение закупок: для указанных лиц должен быть предусмотрен запрет на работу в компаниях, участвующих в тендерах или получивших государственный контракт.
2. Подкуп в сфере оказания медицинских услуг
Во время пандемии становится актуальной проблема мелкого взяточничества: граждане прибегают к подкупу для получения приоритетного доступа к медицинским услугам, тестам, медицинскому оборудованию, обхода карантина даже в тех странах, где подобные практики обычно не имеют широкого распространения.
В этой связи ГРЕКО обращает внимание на необходимость соблюдения:
- положений статей 7 и 8 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, предписывающих государствам-участникам устанавливать уголовную ответственность за активный и пассивный подкуп в частном секторе;
- 2-го принципа Двадцати руководящих принципов борьбы с коррупцией ГРЕКО, рекомендующего криминализировать коррупцию на национальном и международном уровне;
- Резолюции 1946 (2013) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Равный доступ к медицинской помощи», призывающей страны обеспечить принятие меры по борьбе с коррупцией в здравоохранении, действуя в тесном сотрудничестве с ГРЕКО.
3. Коррупция в области исследования и разработки новых продуктов
Еще одной уязвимой для коррупции областью является инвестирование в проведение медицинских исследований, а также в разработку лекарств и вакцины против COVID-19. Чтобы минимизировать коррупционные риски в этой сфере, требуется повысить эффективность деятельности контролирующих органов, принять соответствующие меры для урегулирования конфликтов интересов, в том числе посредством консультирования, а также обеспечить регулирование лоббистской деятельности.
Для этого ГРЕКО рекомендует разработать стратегию формирования культуры неподкупности и управления конфликтами интересов среди должностных лиц, на которых возложены руководящие функции, а также внедрить кодексы поведения государственных служащих в соответствии с Рекомендацией №R (2000) 10 Комитета министров Совета Европы “О кодексах поведения для государственных служащих”. Для обеспечения координации лоббистской деятельности странам предлагается руководствоваться Рекомендацией №CM/Rec(2017)2 Комитета министров Совета Европы “О правовом регулировании лоббистской деятельности в сфере принятия государственных решений” и другими рекомендациями ГРЕКО в этой области.
4. Риски мошенничества, связанного с COVID-19
Вместе с увеличением рисков коррупционных проявлений в сфере здравоохранения участились и случаи мошенничества, в том числе связанного с фальсификацией медицинских продуктов из-за высокого спроса и ограниченности предложения.
В этой связи ГРЕКО напоминает государствам-членам о необходимости криминализации производства, хранения и поставки поддельных медицинских изделий в соответствии с Конвенцией Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения.
5. Защита заявителей в сфере здравоохранения
В контексте пандемии особое значение имеет обеспечение защиты лиц, сообщающих о неправомерной деятельности, вне зависимости об выбранных ими каналов информирования. Раскрытие ими подобных сведений может играть ключевую роль в борьбе с коррупцией как в государственном, так и частном секторах, включая сферу здравоохранения. В этой связи ГРЕКО призывает государства-члены создавать благоприятные условия для лиц, сообщающих о фактах коррупции, в соответствии с Рекомендацией CM/Rec (2014) 7 Комитета министров Совета Европы “О защите осведомителей”.
6. Коррупция в частном секторе
В частном секторе вероятность коррупционных проявлений во время пандемии коронавируса также высока: это касается, например, фактов подкупа с целью активизации замедлившихся из-за вводимых ограничений бизнес-процессов, фальсификации документов, необходимых для получения государственной помощи, и т.д.
Для предотвращения коррупции в частном секторе ГРЕКО напоминает о необходимости рукодствоваться:
- статьями 7 и 8 Конвенции Совета Европпы об уголовной ответственности за коррупцию – криминализация активного и пассивного подкупа ;
- 5-ым принципом Двадцати руководящих принципов борьбы с коррупцией ГРЕКО – принятие надлежащих мер по недопущению использования юридических лиц для прикрытия коррупционных правонарушений;
- документами 2-го раунда оценки ГРЕКО (например, рекомендациями в части бухгалтерского учета и аудита, программ корпоративной ответственности, а также разработки и внедрения внутренней антикоррупционной политики).